- Оцифровка (сканирование, фотографирование)
- Цветокоррекция (техническая - получение мастер файла, художественная, техническая - подготовка к печати)
- Печать
Фотографирование рисунков, живописи, тканей, документов (объектов 2D).
Съёмка объектов для репродуцирования имеет свои особенности, которые входят в противоречие со всем опытом фотографа, который привык к тому, что светотеневой рисунок кадра он "рисует" сам, ловя нужное освещение или ставя свет в студии. При съёмке 2D объектов светотеневой рисунок уже создал автор, художник и задача фотографа в первую очередь зафиксировать, повторить в цифровом виде все соотношения тонов и цветов, которые есть в оригинале. Первое условие, которое фотографу надо выполнить во время съёмки - равномерность освещения всего кадра, при этом в случае живописи - избежать бликов и "поднять" текстуру холста и объём живописных мазков.
Как ставить свет я не специалист, поэтому идём дальше.
В кадре должна быть контрольная мишень. Самая распространённая, старая, добрая Kodak Q13, Kodak Q14:
Мишень Kodak Q60 (it8/7-2):
Это устаревшие мишени, но если их измерить спектрофотометром, то вполне работоспособные.
Современные мишени, это в первую очередь Color Checker Digital SG:
Color Checker:
В качестве шкалы для контроля тоновых градаций - Munsell Linear GrayScale
Мишень UTT:
Мишени изготовленные самостоятельно, например склеенные из старого веера пантонов :
мишень Андрея Френкеля (Светлая ему память).
Мишени напечатанные на цветопробном принтере:
Для чего нужны мишени:
- Для контроля передачи градаций тона и "Баланса белого".
- Для визуального контроля памятных плашек цвета.
- Для построения DCP профиля снимка, с последующим использованием этого профиля в конвертаторе RAW (если он поддерживает DNG профилирование).
- Для построения ICC профиля снимка для использования в конвертаторе RAW (если он поддерживает профилирование ICC) или использование для конвертации TIF файлов.
- Для программной верификации данных.
Если на снимке значения полей серого мишени будут совпадать с измеренными значениями мишени, то можно сказать, что тоновые градации оригинала зафиксированы в кадре правильно. Казалось бы - что тут сложного?
Если во времена аналоговой съёмки тонопередачей были "озабочены" производители плёнки и химии, у производителей существовали целые исследовательские научные центры, то в цифровой фотографии это стало заботой фотографа. Проблема в том, что производители конвертеров ориентированы на массового фотографа - отсюда контраст и насыщенность в установках конвертеров по умолчанию. Например: при всех инструментах - по нулям, вот такая тоновая кривая применяется к данным изображения RAW в конвертере adobe Camera RAW (Лайтрум):
И эту кривую не видно в конвертере, потому, что она "зашита" в DNG профилях от adobe (те что идут в поставке с программой) снять её можно только своими DNG профилями.
Мало того, что данные не линейно фиксируются камерой, так и пред'установка конвертера делает градационные характеристики снятого кадра ещё не линейнее. Всем известно, что любое воздействие на тоновую характеристику цифрового изображения влияет и на цвет. Внося изменения любым инструментом конвертера и тем самым "подгоняя" цифровые значения серых полей к нужным значениям мы изменяем и цвет, разные оттенки "расползаются" в разные стороны цветового круга и по оси насыщенности - потери невосполнимые.
Не обработанные данные RAW выглядят вот так (гамма =1.0):
И распределять их линейно на весь тоновый диапазон цветового пространства ProPhotoRGB в ACR, при использовании dcp профиля камеры из набора по умолчанию, приходиться вот такой кривой:
Практически эта кривая компенсирует "Базовую" кривую конвертера, форму, которой я приводил выше.
В RAW Therapee при использовании того же dcp профиля кривая выглядит гораздо лучше:
Но и в том, и другом случае происходит повышение насыщенности цвета и тут на помощь приходит глаз и ручная доработка параметров конвертации, к сожалению, пока повторное профилирование конвертированного в TIF файла не снимает проблемы, хоть и несколько улучшает результат, всё равно ручная доработка требуется.
Программа построения DNG профиля от X-Rite Color Checker Pasport внедряет в профиль кривую, похожую на "базовую" кривую от Adobe, но конвертатор RawTherapee её игнорирует. Программа построения и редактирования DNG профиля Adobe DNG_Profile_Editor имеет инструмент задания формы кривой. Программа BasicColor input 5 формирует кривую исходя из значений полей серой растяжки (помеченных в описании мишени маркером GB) и тем самым "привязывает DNG профиль к конкретным условиям освещения кадра с мишенью, параметр Repro формирует линейную кривую, выбор параметра Photo- формирует кривую повышения контраста, здесь так же возможно внести коррекцию в экспозицию, а она понадобится, потому как все уже "привыкли" снимать с недодержкой, за это "спасибо" осветлению кадра профилями камеры из базового набора по умолчанию практически во всех конвертерах, благо в некоторых это вмешательство в некоторых конвертерах можно "сбросить" явно, а в некоторых только с использованием спец утилит, как для ACR (Лайтрум) - утилита - DNG Profile Editor.
Проблема есть, и её надо решать. Ссылки на мои статьи, в той или иной мере затрагивающие тему репродуцирования на сайте и в блогах:
- октябрь 2002 Классификация оригиналов (пункт Художественные оригиналы)
- декабрь 2008 Репродукция
- август 2009 RAW и репродукция
- июнь 2011 ColorChecker, первые впечатления
- апрель 2013 Влияние значения ББ выставленное при съемке в камере на цвет в файле
- июнь 2013 Выставляю все цвета по шкалам?
- март 2014 В погоне за точностью цветопередачи
-
март 2014 Три кадра
- март 2015 Ещё раз о "задокументированном" цвете.
-
апрель 2015 Кадр настоящего маньяка-перфекциониста
-
май 2015 Холст, масло...
-
сентябрь 2015 Очередная неудача
-
октябрь 2015 Холст, масло, ICC и dE
-
ноябрь 2015 Не понимаю...
-
июнь 2016 ХамиЛимончик"
-
Стандарты ISO применительно к процессу репродуцирования
-
Краткий обзор Руководства организации Metamorfoze, (Нидерланды) которое и регламентирует параметры и допуски параметров в Мастер файле.
- Ещё одна инициативная группа по стандартизации оцифровки культурного наследия в США стала федеральным агентством - Federal Agencies Digital Guidelines Initative (FADGI). и её требования к качеству изображений.
- Описание On Line сервиса оценки качества изображений - DeltaE