|
Репродуцирование
РЕПРОДУ́КЦИЯ, (от лат. re - вновь и productio - продолжение).
1. Воспроизведение и размножение рисунков, картин, ткани путем фотографии, клише и т.п.
2. Картина, рисунок, воспроизведенный типографским способом.
3. Воспроизведение того, что удержано в памяти (псих.).
Современный процесс получения репродукции состоит из трёх этапов:
Фотографирование рисунков, живописи, тканей, документов (объектов 2D).
Съёмка объектов для репродуцирования имеет свои особенности, которые входят в противоречие со всем опытом фотографа, который привык к тому, что светотеневой рисунок кадра он "рисует" сам, ловя нужное освещение или ставя свет в студии. При съёмке 2D объектов светотеневой рисунок уже создал автор, художник и задача фотографа в первую очередь зафиксировать, повторить в цифровом виде все соотношения тонов и цветов, которые есть в оригинале. Первое условие, которое фотографу надо выполнить во время съёмки - равномерность освещения всего кадра, при этом в случае живописи - избежать бликов и "поднять" текстуру холста и объём живописных мазков.
Как ставить свет я не специалист, поэтому идём дальше.
В кадре должна быть контрольная мишень. Самая распространённая, старая, добрая Kodak Q13, Kodak Q14:
Мишень Kodak Q60 (it8/7-2):
Это устаревшие мишени, но если их измерить спектрофотометром, то вполне работоспособные.
Современные мишени, это в первую очередь Color Checker Digital SG:
Color Checker:
В качестве шкалы для контроля тоновых градаций - Munsell Linear GrayScale
Мишень UTT:
Мишени изготовленные самостоятельно, например склеенные из старого веера пантонов : мишень Андрея Френкеля (Светлая ему память).
Мишени напечатанные на цветопробном принтере:
Для чего нужны мишени:
Если на снимке значения полей серого мишени будут совпадать с измеренными значениями мишени, то можно сказать, что тоновые градации оригинала зафиксированы в кадре правильно. Казалось бы - что тут сложного? Если во времена аналоговой съёмки тонопередачей были "озабочены" производители плёнки и химии, у производителей существовали целые исследовательские научные центры, то в цифровой фотографии это стало заботой фотографа. Проблема в том, что производители конвертеров ориентированы на массового фотографа - отсюда контраст и насыщенность в установках конвертеров по умолчанию. Например: при всех инструментах - по нулям, вот такая тоновая кривая применяется к данным изображения RAW в конвертере adobe Camera RAW (Лайтрум): И эту кривую не видно в конвертере, потому, что она "зашита" в DNG профилях от adobe (те что идут в поставке с программой) снять её можно только своими DNG профилями. Мало того, что данные не линейно фиксируются камерой, так и пред'установка конвертера делает градационные характеристики снятого кадра ещё не линейнее. Всем известно, что любое воздействие на тоновую характеристику цифрового изображения влияет и на цвет. Внося изменения любым инструментом конвертера и тем самым "подгоняя" цифровые значения серых полей к нужным значениям мы изменяем и цвет, разные оттенки "расползаются" в разные стороны цветового круга и по оси насыщенности - потери невосполнимые. Не обработанные данные RAW выглядят вот так (гамма =1.0): И распределять их линейно на весь тоновый диапазон цветового пространства ProPhotoRGB в ACR, при использовании dcp профиля камеры из набора по умолчанию, приходиться вот такой кривой: Практически эта кривая компенсирует "Базовую" кривую конвертера, форму, которой я приводил выше.
В RAW Therapee при использовании того же dcp профиля кривая выглядит гораздо лучше: Но и в том, и другом случае происходит повышение насыщенности цвета и тут на помощь приходит глаз и ручная доработка параметров конвертации, к сожалению, пока повторное профилирование конвертированного в TIF файла не снимает проблемы, хоть и несколько улучшает результат, всё равно ручная доработка требуется. Программа построения DNG профиля от X-Rite Color Checker Pasport внедряет в профиль кривую, похожую на "базовую" кривую от Adobe, но конвертатор RawTherapee её игнорирует. Программа построения и редактирования DNG профиля Adobe DNG_Profile_Editor имеет инструмент задания формы кривой. Программа BasicColor input 5 формирует кривую исходя из значений полей серой растяжки (помеченных в описании мишени маркером GB) и тем самым "привязывает DNG профиль к конкретным условиям освещения кадра с мишенью, параметр Repro формирует линейную кривую, выбор параметра Photo- формирует кривую повышения контраста, здесь так же возможно внести коррекцию в экспозицию, а она понадобится, потому как все уже "привыкли" снимать с недодержкой, за это "спасибо" осветлению кадра профилями камеры из базового набора по умолчанию практически во всех конвертерах, благо в некоторых это вмешательство в некоторых конвертерах можно "сбросить" явно, а в некоторых только с использованием спец утилит, как для ACR (Лайтрум) - утилита - DNG Profile Editor.
Проблема есть, и её надо решать. Ссылки на мои статьи, в той или иной мере затрагивающие тему репродуцирования на сайте и в блогах:
Фотограф создаёт "Мастер файл", где помимо собственно 2D объекта есть изображение Контрольной шкалы, значения полей данной шкалы должны быть равны значениям референса этой шкалы, с определённым допуском. Технически на сегодняшний момент реально попадать в мишень с допуском dL<1 по шкале серого и dE<4 по цветным полям. На этом первый этап процесса получения репродукции заканчивается.
|
|