ЦВЕТОФОБИЯ

Дополнительные цвета

Дополнительные цвета - цвета, которые при оптическом смешивании, "дополняя" друг друга, взаимно уничтожаются, и создают один белый цвет. Нельзя путать дополнительный цвет с дополнительной краской (комплементарным цветом), добавление которой к вторичному цвету CMYK "загрязняет" его приводя к нейтральности, эту краску можно назвать "рисующей". Здесь мы говорим о психологическом восприятии цвета и в частности о восприятии дополнительных цветов. Расположенные рядом, дополнительные цвета создают максимальный контраст, усиливая зрительное воздействие друг друга, например: красный и голубой, синий и желтый, зеленый и фиолетовый

 

Наружное кольцо - цвет и соответствующие каждому цвету  дополнительные цвета- внутренний круг.

Это свойство объясняется противоположными эмоциональными реакциями, вызываемыми качествами тепло-холодности тонов [в каждой из приведенных пар один цвет "теплый," другой "холодный"]. Контраст, вызываемый одновременным восприятием дополнительных цветов, называется одновременным контрастом. Другая его разновидность - последовательный контраст: если мы долго будем смотреть на красное, а затем переведем взгляд на белый фон, то вместо белого увидим слабый голубой.

"Остаточное" явление свидетельствует о силе воздействия дополнительных цветов. На этой особенности фактически основывается искусство цветокоррекции. 
 Впервые в качестве принципа, использование дополнительных цветов провозглашено французскими импрессионистами, а затем неоимпрессионистами. Гармония дополнительных цветов составляет основу колористики. Иоханнес Иттен приводит двенадцатичастную схему гармоничных сочетаний цветов:

Следующее изображение иллюстрирует, как влияет последовательный контраст цветов изображения на нейтральный цвет ( цвет тротуарной плитки здесь L=82, a=0, b=0 - тот же у серого поля- но плитка воспринимается с голубоватым оттенком) :

Мозг придумывает несуществующие оттенки дополнительных цветов.

Это симпатичное изображение не понравилось заказчику: - он заменил фон на зеленый - и "мех стал синить": примерно так :-

Да шапка испорчена - она действительно синит и виноват в этом хроматический контраст.

 В то же время глаз начинает приближать существующие цвета к привычным ему памятным цветам (происходит хроматическая адаптация восприятия). Посмотрите на "кривое" изображение минут пять (необходимости приводить такое здесь нет - у каждого найдется не один десяток, например в собраниях клипартов) и оно уже неплохо выглядит, и цвета вроде как выправились и посторонний оттенок не заметен. Поэтому при проведении коррекции важно периодически отвлекаться от экрана - например поставить световой стол за спиной. По этой же причине на экране и на стене за ним, не должно быть цветовых пятен - в идеале окружение рабочего места должно быть серым, (МКО рекомендует 20%-й серый - L*=80, a*=0, b*=0).

 Влияние цвета окружения на телесный цвет очень велико и необходимо обязательно учитывать колорит всего изображения. В связи с этим в художественную практику введен термин - "Карнация" для  цвета тела натуры в взаимосвязи с колоритом всего изображения, как нельзя лучше карнацию иллюстрирует следующее изображение :

  Здесь изменяется только цвет фона, но Ваш глаз "изменяет" и карнацию.

 

Колориметрические значения зеленого здесь имеют одинаковые цифры, а GIF имеет три цвета - белый, желтый и зеленый:

  

Как и здесь зелёный одинаковый  слева и справа 
А здесь красный одинаковый  слева и справа:
 

Дополнительный цвет привносится в разной степени в зависимости от расположения цветовых пятен [сюжета], поэтому каких-либо универсальных советов по использованию в практике цветокоррекции дополнительных цветов не существует. Каждое изображение индивидуально.

 
 

Следующий пример иллюстрирует взаимовлияние цветов разных по светосиле:

Голубой цвет на левом рисунке кажется чище, чем на правом - не смотря на то, что имеет те же цифровые значения, что и на правом рисунке.

Пример "обмана" зрения по светлоте, прямоугольник внутри градиента имеет равнотонную заливку с значением L=54, a=0, b=0:

 

Сравните левую и правую колонку :

Зачастую, что бы усилить один цвет и ослабить другой стоит корректировать не сам цвет, а его окружение. В более контрастном изображении цвета воспринимаются как более "чистые", верно так же обратное - при более "чистых" цветах изображение кажется более контрастным.

 

 

 
Цвета пространства CMYK вверх Сканеры

 


 

 
ProDTP

Поиск по сайту

Перевод

в ЦветоБлоге

[07.02.2017]
Стандарты ISO (0)
[06.05.2015]
Какое же цветовое пространство "LAB" реализовано в Photoshop? (0)
[11.08.2013]
Как на этапе верстки издания выдержать требования СанПиН 2.4.7.1166-02 (0)
[04.05.2015]
Рабочая среда работы с цифровыми изображениями построенная на L*. (0)
[18.06.2013]
Как создаётся такая вот полупрозрачная маска? (0)

На форуме RUDTP.RU

News

X-Rite News

Поделиться

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Рейтинг@Mail.ru