- -первичные цвета (краски триады) - циан (Cyan), маджента (Magenta), желтый (Yellow)
- -вторичные цвета - синий (Blue), красный (Red), зеленый (Green) (образованы путём смешивания двух первичных)
- -производные вторичных цветов
- -составные - в первую очередь белый, черный и нейтральный
Добавление к первичному цвету второй краски ведет к образованию вторичного цвета, добавление сюда же третьей краски ведет к нейтральности. Для проведения коррекции цвета в пространстве CMYK эта таблица, как таблица умножения, должна восприниматься на автомате, Вы должны представлять, что произойдет с тем или иным цветом изображения при изменении кривой каждого канала цвета. Для обучения тут подходит методика. которую я изложил в статье "Практикум работы с кривыми", только исходные серые заливки надо создавать в файлах в пространстве CMYK. Контраст и цвет в пространстве CMYK взаимосвязаны - изменение контраста кривыми, уровнями или другими инструментами и приемами ведет к изменению цветов, так же и изменение цвета соответствующими инструментами ведет к изменению контраста. Существуют способы разделить эти два параметра, например применением команды Fade.
Рассмотрим как получается цвет на бумаге.
Итак краски циан (Голубой, Cyan), маджента (Пурпур, Magenta), жёлтый (Yellow) отличаются от идеальных красок субтрактивного синтеза цвета. Начнём с того, что идеальные краски должны быть совершенно прозрачными и поглощать свет только одной зоны спектра, естественно таких красок не существует. Все краски (не только полиграфические) имеют неполное поглощение света в двух спектральных зонах и неполное отражение в основной зоне.
Для характеристики триады печатных красок недостаточно знать, какие спектральные поглощения и колориметрические значения имеют однокрасочные участки, так как цвет получается автотипным синтезом важно знать характеристики вторичных и составных (трёхкрасочных) участков.
Кривые спектрального отражения первичных и вторичных цветов.
Вот как выглядит CMYK в банках:
И CMYK в секциях на печатном станке:
Для того, чтобы разобраться, как получается цвет отпечатка рассмотрим схему отражения света:
Где:
- - Бесцветный, рассеянный свет;
- - Бесцветный, поверхностно отраженный свет (блик);
- - Слабо окрашенный свет;
- - Окрашенный свет;
- - Сильно окрашенный свет.
Падая на наружную поверхность красочного слоя, белый свет освещения частично от нее отражается (2), частично преломляется (1), часть света проходит внутрь красочного слоя. Так как связующее вещество почти прозрачно, то этот свет не изменяет своего спектрального состава пока не встретится с частицами пигмента и опять разделится на отраженный и преломлённый, но уже изменивший свой спектральный состав - окрашенный. Часть этого света выходит на поверхность, часть проникает дальше в глубь слоя. Встречая на своём пути всё новые частицы пигмента, свет продолжает отражаться и преломляться. Причём насыщенность цвета после каждого преломления всё усиливается. Свет, образовавшийся в глубине красочного слоя, совершая обратный путь, снова отражается и преломляется - этот свет будет сильно окрашен. Если красочный слой толстый или краска мало прозрачна (кроющая краска), весь свет либо отразится, либо поглотится в толще слоя и до подложки не дойдёт. Если краска прозрачная (лессировочная) или слой её тонок, свет, достигнув белой подложки, отразится от неё и, пройдя красочный слой в обратном направлении, выйдет на поверхность. Рассматривая оттиск, мы не различаем цвета излучений, отражённых с той или иной глубины слоя, а видим цвет смеси этих излучений. Краски триады относятся к слабо кроющим краскам, которые обеспечивают просвечиваемость, не закрывают предварительно закрашенные участки даже при значительной толщине наносимого слоя. Вместе с тем, полиграфические краски всё же рассеивают свет, а поэтому суммарный цвет наложений получается иным, чем при идеальном субтрактивном синтезе. Последовательность наложения слоёв играет важную роль в образовании цвета:
Как видно на схеме при одинаковой толщине красочных слоёв жёлтой и голубой краски результирующий цвет будет желтовато-зелёным, при обратной последовательности цвет станет сине-зелёным.
Ещё один вид синтеза цвета используется в офсетной (и цифровой) печати - это пространственное смешение незначительных по размеру точек краски - автотипный синтез цвета.
На рисунке условно, представлено, как выглядит при увеличении фрагмент цветного растрированного изображения на оттиске. Глаз зрителя воспринимает это многообразие цветных точек, как один цвет. Бумага, точнее её белый цвет играет здесь ту же роль, что и разные по площади точки краски.
Вот такой вот этот цвет в нормальном масштабе.
Цветовой охват CMYK
Синий цвет - цветовой охват CMYK (Fogra39), красный - цветовой охват sRGB. В областях сине-голубого и желтого цвета CMYK выходят за охват sRGB. Эти же цвета не в состоянии отобразить обычный монитор (данные цвета можно увидеть на мониторе с повышенным цветовым охватом). Выбирая в качестве рабочего пространства редактирования sRGB мы "отрезаем" довольно значительную область сине-голубых оттенков теряя детали - а это могла быть, например, рябь на голубой воде.
Синий цвет - цветовой охват CMYK (Fogra39), красный - цветовой охват adobeRGB. Здесь 100% желтой краски выходит за охват adobeRGB.
Цветовой охват печати зависит от бумаги и краски. Наибольшим цветовым охватом в офсетной печати может похвастаться печать на плотной, глянцевой мелованной бумаге, "интенсивными" красками, а наименьший охват - на тонкой, офсетной бумаге (газеты). В примерах цветокорекции на сайте, есть несколько приемов работы, если цвета в изображении выходят за охват CMYK.
Для продолжения знакомства с кругом знаний, необходимых цветокорректору см. список статей в левой колонке сайта.
|