В качестве итога 2015 года и по предложению собеседника (green_www:"Если Вы опубликовали бы этот материал у себя на сайте, думаю, что это было бы полезно многим.") привожу здесь нашу переписку в формате вопрос-ответ:
ВОПРОС о назначении средней точки кривой
> Читаю вот диалог в комментариях у Косенко:
http://pavel-kosenko.livejournal.com/297878.html?page=4#t38162326
> -- Средний ползунок Levels соответствует центральной точке Curves, которую мы
можем двигать через Levels только вверх или вниз.
> -- При всем уважении к вам, это не так. Центральный ползунок уровней изменяет
гамму изображения. Суть в том что средняя точка кривой не меняет гамму изображения,
поэтому это сравнение не корректно даже с оговоркой на "очень близко".
> -- Да, там есть небольшая разница, связанная с различиями между степенной
функцией гамма-коррекции и формой кривых. Но эта разница не принципиальна, так как
мы можем нарисовать кривую такой, какой она нам нужна, в т.ч. и симитировать гамма-
приводку. Тем не менее, замечание корректное
> --- Я тоже когда то считал, что разницы нет или она не существенна.
> Разница настолько существенна, что порой быстрее воспользоваться средним
ползунком уровней,чем простраивать форму кривой дающую аналогичный результат.
> И если бы я это делал то совершенно точно не трогал бы центральную точку:)
> Центральный ползунок уровней изменяет гамму изображения.
-----------------------------------------------------------
СОБСТВЕННО ВОПРОС
Так что же делает и для чего служит эта средняя точка кривой ?
ОТВЕТ
Посмотрите на этой странице http://igor-bon.narod.ru/CurvLey.htm# (к сожалению запустить в новом дизайне сайта интерактивность не получилось) Если ява в браузере включена, то при щелчке на регуляторе (треугольничке) уровней будет показан аналог формы кривой.
Как видите, что бы повторить на кривой перемещений регулятора гаммы пришлось
ставить пять точек.
Т.е. всё таки Гамма регулятор изменяет форму кривой - изменение яркостей точек по
тону-(светлоте, я предпочитаю классическое употребление термина тон, как
характеристику светлоты) по сложному математическому закону, но его, при желании
всегда можно повторить "вручную" выстроив нужную кривую.
Кривые - это сложный, но очень гибкий инструмент и меньше, чем четырёх, пяти точек
при её использовании у меня не бывает, удобно ставить их инструментом "палец туда-
сюда" - это кнопочка такая в интерфейсе кривых, нажимаешь на этот палец и курсором
на изображении в нужном месте нажимаете левую кнопку мыши при этом на кривой
ставится точка, перемещая мышку не отпуская кнопки, вы перемещаете эту точку кривой
(осветляя или затемняя).
Еще вот такое вот есть утверждение (уже не в тему) :
Кривая служит не для локальной тоновой коррекции; ее изменения влекут за собой
перераспределение уровней яркостей между точками всего тонового диапазона.
ВОПРОС -> Ну а если мы зафиксируем некий участок кривой двумя точками и станем
двигать кривую в этом участке между точками, то получается, что мы все-таки будем
производить локальную тоновую коррекцию ?
ОТВЕТ
Утверждение ложно - кривая предназначена для локальной тоновой коррекции по своей
сути.
Часто под локальной коррекцией исключительно понимают работу с выделенными частями
изображения или с определённым оттенком и не считают работу с участками тона
локальной коррекцией (потому, видимо, что пиксели изменяемого тона очень часто
"разбросаны" по всему изображению.
Однако это выражение часто встречается
Вот например
>
> Но вот только во фразе говорится о диапазоне, а не о площади фото:
> " .. ее изменения влекут за собой перераспределение уровней яркостей между
точками всего тонового диапазона. "
>
> Косенко тоже пишет
> http://pavel-kosenko.livejournal.com/297878.html?page=2
> А кривые перераспределяют яркостную информацию в каналах RGB, компрессируя/
декомпрессируя её в разных тональных областях согласно форме кривой.
и вот еще он же
> http://pavel-kosenko.livejournal.com/297878.html?page=2
> Я старался использовать словосочетание «перераспределение яркостной
информации» (не «перераспределение яркости»). Изначально пиксели имели некоторые
значения яркости, после воздействия кривой эти значения стали другими. Не важно,
речь идёт о повышении/снижении яркости или изменении контраста в каких-либо
областях.
> В общем виде кривая перераспределяет яркостные значения пикселей — какие-то
становятся ярче, какие-то темнее.
> Именно это я имею в виду под формулировкой «перераспределение яркостной
информации».
тут вот кто-то
> http://moodle.kubsu.ru/mod/page/view.php?id=849
> кривая служит не для локальной тоновой коррекции; ее изменения влекут за собой
перераспределение уровней яркостей между точками всего тонового диапазона.
ОТВЕТ
"...между точками всего тонового диапазона. " - эта фраза должна звучать так:
"... между точками, которые можно расположить на кривой по всему тоновому
диапазону... " и воля оператора, ставящего точки на кривой и перемещающего их -
будет ли изменяться яркость тона в данном, конкретном месте тонового диапазона или
нет.
Ну а если отвлечься от сравнения ср. ползунка и средней точки, то получается, что
при помощи средней точки кривой мы работаем со средними тонами и корректируем свет
в изображении ?
Или правильнее - осветляем/затемняем его ?
Или правильнее будет - мы изменяем яркость-контраст в средних тонах ?
Или - общую яркость-контраст изображения ?
ОТВЕТ
Мы корректируем светлоту полутона (средняя точка - это как раз полутон).
Это верно для Gray изображения - с одним каналом. Когда же мы изменяем полутон для
всех трёх каналов цветного изображения (композитного канала RGB) всё гораздо
сложней, ведь изменяются все три канала одинаково, например цвет в adobeRGB
68,139,229 - это тоже полутон поставив точку на композитной кривой в полутоне (128)
и подняв её вверх, до 148 - мы осветлили полутон, но если в палитре инфо посмотреть
значения HSB (для наглядности), мы увидим, что осветлили мы на 2%, но при этом
потеряли насыщенность на 5% и цветовой тон с 214гр. стал 210гр. т.е. что бы вернуть
цвет на будет делать ещё "телодвижения" (например изменить режим применения кривой
на Luminosity инструментом Fade или работая в корректирующем слое кривые изменить
режим наложения этого слоя на Luminosity.
Либо осветлять полутон средними точками в каждом канале отдельно, что
предпочтительней. Выстраивать кривые по каналам сложно, но надо этому учиться.
Контраст же изменяется не одной точкой, а минимум двумя - одна точка вверх, другая
- вниз. Повышая крутизну кривой повышается контраст.
ВОПРОС о Y - luminance
Например в модели YUV (точнее в ее цифровой вариации), мы изменяем Y - luminance
("яркость/светимость") не затрагивая цветовую информацию.
Так вот вопрос: можно ли сказать, что мы, не трогая яркость цветов хроматических,
изменяем яркость серой шкалы grayscale или оттенков серого (или я не знаю как
правильно).. ?
Я пытаясь найти ответ на этот вопрос встретил такое:
" .. Итак, возьмём цветную фотографию в модели RGB. Думаю, что для вас не секрет,
что такая картинка на самом деле состоит из трёх чёрно белых изображений, каждое из
которых формирует свой цветной канал ... "
Правда не пойму как это картинка состоит из чёрно белых изображений если картинка
складывается из трех хроматических цветов ?
ОТВЕТ
Не берите в голову- изображения каналов разных цветов (RGB, CMYK), как и каналы
светлоты, яркости, тона, цветоразносные - это по сути "предложение" программистов
пользователю для удобства обработки и расчётов.
Картинки каналов - http://igor-bon.narod.ru/index/kanaly/0-103 - это вспомогательная информация.
Вопрос про светлоту сложный, вообщем-то изменяя значение светлоты (luminance) в
математических моделях YUV, LCH, Lab мы действительно не затрагиваем цвет, но в
характеристике конкретного цвета мы имеем тон, насыщенность и светлоту! Т.е. если
мы возьмём любой цветной предмет при разной освещённости он будет иметь немного
разные цифровые значения цвета, в том числе и в данных моделях представления цвета,
что бы человек смог бы однозначно идентифицировать данный предмет по цвету.
Подробнее можно почитать тут - http://igor-bon.narod.ru/index/cvet_predmeta/0-17
Поэтому любое изменение контраста, яркости в любой математической модели "нарушает"
баланс цветов изображения, в RGB (СМYK) происходят большие и чаще всего в
"нежелательном направлении" изменения цвета, в Lab, YUV, LCH цвет не изменяется, но
он уже не соответствует новой освещённости сцены и требует коррекции.
ВОПРОС "Hue - тон или оттенок ?"
----------
Многиe программы имеют такой эффект Hue/Saturation
Однако переводится этот Hue и в программах, и авторами пособий по одним и тем же
программам то как Тон, то как Оттенок
А как Вы считаете - что это: тон или оттенок ? И в чем собственно разница ?
ОТВЕТ
Тон (от\ франц. ton; от греч. tonos ) в искусствоведческой практике (у художников):
1) исходный, простейший элемент светотени как в самой натуре, так и в
художественном произведении; степень светлоты какой-либо детали видимого - элемента
объемной формы, цветового оттенка, теневой или освещенной части и пр. Поскольку
диапазон светлоты красящих материалов несравненно меньше природного, воспроизводить
тоновые градации оригинала методом их абсолютно точной копировки вообще невозможно;
верность отдельного светотеневого тона заключается в правдивости его тоновых
отношений, ориентированных на правду и выразительность светотени в целом.
2) тон - исходный, простейший колористический элемент ; свойства цветового оттенка,
соответствующего какой-либо детали изображения или натуры, мотива.
3)тон - общий светотеневой строй художественного произведения или мотива,
определяемый регистром светотени - его "широтой" и "высотой" (т.е. светотеневым
промежутком между самым светлым и самым темным тоном и местом в светотеневой шкале,
доступной красочному материалу, используемой технологии или зрению).
4) тон общий цветовой строй художественного произведения или мотива. В этом смысле
содержание термина вплотную приближается к понятиям тональность и цветовая гамма.
В колориметрии (у физиков и оптиков): Тон - значение максимально насыщенного цвета
на цветовом круге, в градусах в математической модели - LCH. Обычно звучит как
"цветовой тон")
В полиграфии: Тон - обобщенное понятие для оптической плотности, яркости,
коэффициента отражения, поглощения или пропускания участка изображения. Т.е. так же
как и у художников это характеристика светлоты.
Оттенок в в искусствоведческой практике (у художников):
небольшое, часто едва заметное различие в цвете или светосиле между двумя
родственными тонами.
В колориметрии такого термина нет, но по смыслу он равнозначен цветовому тону.
Т.е. и тот и другой термин имеет право быть использован при переводе Hue, вопрос
только какой аудитории, художникам или физикам адресован перевод. Как это не
странно, но обычный пользователь далёк от художественной терминологии, а физику,
худо-бедно в школе проходили все.
То есть оба эти термина формально "указывают на место в радуге" и ничего больше,
не уточняя насыщенность и светлоту описываемого цвета (красноватый/желтоватый/
голубоватый) и их можно использовать как взаимозаменяемые ?
Что собственно мы видим в программах по редактированию цифроизображений и пособиям
по ним..
Так ?
ОТВЕТ
Да.
ВОПРОС О ЯРКОСТИ
Читаю вот https://helpx.adobe.com/ru/photoshop-elements/using/
color.html#WS287f927bd30d4b1fffab87f12e28a86132-7ffc
> Яркость
> Относительная величина светлого и темного, обычно выражается в процентах от 0%
(черный) до 100% (белый).
> -------------------------------------
> http://sonikelf.ru/znakomimsya-s-cvetom-vsyo-o-cvetovyx-modelyax-rgb-cmyk-hsvhsllab/
> Value (Brightness) — значение (яркость) цвета. Чем выше значение, тем ярче будет
цвет (но не белее). А чем ниже, тем темнее (0% — черный)
Противоречие получается ?
По поводу того, если повышать значение, то повышается яркость, но цвет становится
белее или не становится белее ?
ОТВЕТ
Никакого противоречия. У каждого цвета своя собственная яркость при максимальной
насыщенности, если не менять оттенок цвета, а изменять только яркость, то мы
получаем визуально более светлый или более тёмный, но цвет другого оттенка.
Подробнее -
http://igor-bon.narod.ru/index/cvet_predmeta/0-17
Можно ещё почитать это-
http://igor-bon.narod.ru/index/jarkost_svetlota/0-34
ВОПРОС О КОНТРАСТЕ
> После изменения контраста при помощи корректирующего слоя «Кривые», усиливается и
общая контрастность снимка, и насыщенность цветов, а то и вовсе цветовой тон
сместится по кругу.
> Чтобы снизить изменения в тоне и насыщенности цвета или вовсе предотвратить их
надо применить кривую только к каналу яркости посредством выбора режима наложения
«Яркость» (Luminosity) ( использовать корректирующий слой)
> После установления режима наложения «Яркость», корректирующий слой «Кривые»
больше не влияет на цвет. Контрастность снимка у нас все еще усилена, а вот
насыщенность цветов стала прежней.
Так вот вопрос (другая ситуация, другое изображение):
> Пользователь, воспользовавшись корректирующим слоем «Кривые» придает кривой такую
форму
- то есть изменяет только яркость (контраст
совсем не трогает).
> --- Так вот изменяется ли при этом цветовая насыщенность и происходит ли при этом
цветовой сдвиг ?
> Далее пользователь после этого изменяет режим наложения корректирующего слоя
> с «Нормальный» (Normal) на «Яркость» (Luminosity)
--- Будет ли какая-то разница в изображении до наложения слоя Luminosity и после
наложения слоя Luminosity? (с точек зрения теоретических моделей и практики) ?
Если юзер изменял контраст - будет. А если только яркость ?
ОТВЕТ
При такой линейной кривой цвет не изменится, потому что значения пикселей по всем
каналам изменяются на одну и ту же величину и соотношения остаются прежними, но тут
вступает психология восприятия - менее контрастное изображение (а данная кривая не
только осветляет, но и уменьшает тоновый диапазон изображения и тем самым
понижается общий контраст) воспринимается как менее насыщенное по цвету.
Вы говорите, что при такой кривой
изменится и общий контраст. Но ведь контраст изменяется только при изменении наклона кривой ? Что я
недопонимаю ?
ОТВЕТ
Обратите внимание на "длину" получившейся кривой - если в светах мы просто "обрезаем"
детали в светах присваивая значение 255, 255, 255, то в тенях пиксели со значением
0 получают более светлые значения, например 50, 50, 50 и ниже этого значения в
изображении пикселей уже не будет, тем самым тоновый диапазон изображения стал
меньше, а чем меньше тоновый диапазон, тем меньше контраст.
Но ведь диапазон яркостей в данном случае не стал меньше. Ведь мы, обрезав его
сверху, добавили столько же снизу. По итоговой гистограмме хорошо видно, что,
несмотря на обрезанные света, отношения между оставшимися тонами сохранились
неизменными, хотя сами тона равномерно сместились вверх. Никакая часть гистограммы
не была ни сжата, ни растянута – мы просто обрезали её край, – а значит и контраст
не изменился.
ОТВЕТ
Мы обрезали со стороны светов, а вот со стороны теней у нас ничего нового не
появилось - т.е. весь доступный диапазон RGB пространства после такой кривой
изображением не используется - тоновый диапазон изображения не равен оптическому
диапазону RGB пространства редактирования (как у меня в примере - самое темное
имеет значение 50, 50, 50 и темнее этого значения в изображении нет).
ВОПРОС о диапазоне пространства sRGB
Так какой-же диапазон имеет это пространство sRGB ?
Значение светлоты точки белого пространства RGB в координатах XYZ прописано в
профиле, а вот значение точки черного не регламентированно никак - т,е. тоновый
диапазон цветового пространства RGB (любого) мы можем определить только для
конкретного устройства вывода, например при выводе на монитор - диапазон любого
профиля RGB будет равно диапазону монитора.
Из-за этого и имеется термин - "динамический диапазон" и он является
характеристикой устройства.
Каждое конкретное изображение имеет свой "тоновый диапазон"(отрезок тона от самого
светлого до самого темного в изображении), который не может быть больше
"динамического диапазона" профиля RGB (повторюсь, профиль -это описание свойств
устройства), но изображение может и очень часто имеет "тоновый диапазон" меньше
"динамического диапазона" - изображения в высоком или низком ключе наиболее
наглядно это демонстрируют в первом случае самое темное на изображении достаточно
светло, во втором самое светлое достаточно темно.
|