(Спецификацию стандарта ISO 12647 можно заказать на сайте ISO)
Многие технологи типографий России не только не контролируют технологические процессы на соответствие стандарту ISO 12647 2007 г., но и не имеют текста этого стандарта, а зачастую и просто не подозревают о его существовании. С другой стороны соответствие контролируемых параметров технологической цепочки стандарту ISO 12647-2:2007 не гарантирует удовлетворительный результат. Ниже приведены значения некоторых параметров, которые напрямую касаются цвета оттиска.
Координаты первичных цветов CMYK для мелованной матовой бумаги:
L* |
a* |
b* |
допускdEab |
|
Cyan | 55 | -37 | -50 |
2,5 |
Magenta | 48 | 74 | -3 |
2,5 |
Yellow | 89 | -5 | 93 |
2,5 |
Black | 16 | 0 | 0 |
2,5 |
Red, M+Y | 47 | 68 | 48 |
2,5 |
Green, C+Y | 50 | -68 | 25 |
2,5 |
Blue, C+M | 24 | 17 | -46 |
2,5 |
Величина растискивания краски на 50% тона:
Cyan |
17% |
3 |
Magenta |
17% |
3 |
Yellow |
17% |
3 |
Black |
20% |
3 |
Как Вы видите соблюдать указанные параметры, учитывая допуски не составляет большого труда - почти вся продукция отечественных типографий находится в рамках стандарта ISO 12647, но это не может радовать цветокорректора.
Для получения предсказуемого цвета необходимы параметры конкретной связки: фотоформа -> офсетная пластина -> бумага -> печатный станок. Эти параметры может дать только измерение и анализ специальных тестовых форм. Одним из результатов тестирования является профиль печатного процесса (файл ICC). Оптимальным решением проблемы предсказуемости цвета может стать контроль своих параметров печати и построение профиля конкретного печатного процесса каждой типографией, но на практике нести дополнительные расходы на оборудование и квалифицированных специалистов типографии не хотят, легче переложить заботу о цвете на плечи заказчика :- "несите цветопробу, а если мы в неё не попадем, то красители цветопробы не те и цветоделение у Вас сделано не правильно". Будем надеяться , что законы рынка заставят типографии пересмотреть свои взгляды на качество своей продукции и выживут только те типографии, которые вместе со специалистами допечатной подготовки добиваются высокого качества печати, используя технологии управления цветом.
2003г.
Прошло восемь лет, что же изменилось в данном вопросе? Изменились цветовые координаты первичных красок и их производных в стандарте (выше в таблице данные скорректированы согласно последним требованиям стандарта). Хотя они и стали более достижимы в средней типографии, надо помнить, что достижимы они только на определенных бумагах и определенными красками, в повседневной жизни подобные бумаги и краски почти не используются, ибо дороги. Типографии пошли по пути изменения градационных характеристик печати компенсирующими кривыми на RIP (инструментом, предназначенным для лианеризации процесса вывода), которыми стараются привести градационные характеристики к требованиям стандарта, чаще всего за эталон принимая кривые растискивания заложенные в профилях от ECI (комиссии Европейская Инициатива по Цвету) или недоступные эталонные кривые программно заложенные в RIP. Отсутствие методического материала и стандартизированных методик проведения такой работы заставляет специалистов типографий самим разбираться с этим вопросом в меру своих знаний и пониманий, что фактически привело к всемирному (не только в России) падению качества печати, количество градаций на печати по каждой краске подобными корректировками заметно уменьшается (по разным оценкам количество градаций снижается с 88-90 до 60-80 в зависимости от величины вмешательства компенсационных кривых).
Величина допустимого разнотона в тираже по стандарту уменьшилась до 4dE и это радует, хотя для насыщенных или темных цветов допуск излишний (там и dE10 на глаз не различишь), а вот для нейтральных и светлых цветов dE 4 слишком либеральна - на глаз заметна разница и при dE2.
Цифровая цветопроба полностью вытеснила аналоговую, а благодаря выходу стандарта ISO 12647-7:2007 "Off-press proofing process working directly from digital data", стала достаточно точным инструментом цвето-указания печатнику, но это не значит, что цветопроба выведенная уже после печати будет "похожа" на уже отпечатанный оттиск. Тут есть проблема имитируемого профиля, обычно, для мелованных бумаг это профиль ISOcoated_v2_eci.icc, который не в полной мере отражает характеристики конкретного печатного процесса.
2011г.
С 1 января 2013 года вступил в действие ГОСТ:
Подробнее читайте статью Михаила Сартакова
Стандартизация по ГОСТ Р 54766. Тонкости калибровки офсета