Аксессуар |
Аксессуар(от франц. accessoire- побочный, дополнительный) - в изобразительном искусстве: предмет второстепенного значения, обычно дополняющий характеристику центрального образа и небезразличный для выражения замысла в целом. Атрибут( от лат. attributum - свойство, принадлежность) в области истории искусства: постоянный отличительный признак того или иного героя художественного произведения - неизменно связываемый с ним предмет, внешнее свойство или действие. Блик( от нем. Blick) самое светлое, нередко блестящее место на поверхности предмета, которое соответствует выступающим со стороны светового источника частям объемной формы. Сила и характер блика определяется свойствами самого предмета и характером его освещенности. В художественной практике трактовка блика зависит также от особенностей светотеневого строя произведения. Как правило передается цветом подложки (бумаги). Валёр(от франц. valeur, - ценность, достоинство) - термин художественной практики, определяющий качественную сторону отдельного, преимущественно светотеневого тона в его взаимосвязи с окружающими тонами. В реалистическом изображении материальные свойства предметного мира передаются, в основном, через объективно закономерные тоновые отношения. Но, чтобы живо, целостно воспроизвести материальность, пластику, цветность предмета при определенном состоянии освещенности и в определенной обстановке необходимо добиться очень большой точности и выразительности в соотношениях тонов; богатство, тонкость соотношений и переходов, ведущие к красноречивости изображения, и являются основным признаком Валёра. У крупнейших мастеров - таких, как Веласкес, Рембрандт, Шарден, Репин - живопись богата Валёрами. Гамма цветовая гамма в изобразительном искусстве наименование внешних цветовых особенностей колорита, характеристика оптической закономерности, которая объединяет основные цветовые оттенки произведения. Как правило этот термин сопровождается обычными для цвета определениями - теплая, горячая, холодная, яркая, блеклая, светлая и т.д. Горизонтлиния горизонта (от греч. horizon) условная прямая, соответствующая видимому горизонту на ровной открытой местности и служащая основой для правильного построения кадра. Если рельеф местности ( особенно на близком расстоянии) значителен, перспективный горизонт может не совпадать с видимым и в этом случае остается незаметным для глаза. Перспективный, или видимый горизонт может быть высоким или низким в зависимости от его расположения ближе к верхнему или нижнему краю изображения. Высоту горизонта следует отличать от высоты точки зрения. Детализация исполнение, включающее, ради изобразительной полноты, многочисленные мелочи и подробности. Детализированное изображение нельзя расценивать лишь с узкотехнической точки зрения, т.к. оно способно приводить к очень несходным результатам. Детализация может, содействуя ясности композиционного замысла, усиливать его звучание, но может и утопить идею в несущественном и случайном. Дополнительные цветацвета, которые при оптическом смешивании, "дополняя" друг друга, взаимно уничтожаются, т.е. создают один белый цвет.подробнее Замыселв области искусства: сложившееся в творческом воображении художника, фотографа, дизайнера конкретное и целостное представление о основных чертах содержания и формы произведения до начала практической работы над ним. Воплощенный замысел может иногда, вопреки воле художника, отличатся от первоначального - из-за недостатков исполнительного мастерства, технологических ошибок или противоречивости художественного мировоззрения. Золотое сечениестрого определенное, математическое соотношение пропорций, при котором одна из двух составных частей во столько же раз больше другой, во сколько сама меньше целого. Изображениевоспроизведение внешнего, чувственно-конкретного облика явлений действительности. Только на основе изображения может возникать эмоционально-выразительное и смысловое значение печатной продукции, раскрытие в нем объективной сущности явлений, событий и процессов и предметов. Обычное заблуждение - считать, что в силу простоты и наглядности изобразительное искусство понятно всем. На самом деле это не так. Каждый видит в изображении то, что ищет. Один любуется контурами, другой - сочетанием красок и фактур, третий находит скрытый смысл, невидимый другими. Обычный зритель будет искать занимательность сюжета, художник - техническое качество выполнения, а писатель увидит "психологию", характер изображаемого. От изображения человек вправе ожидать красоты формы, пластики, цвета, поэзии. Иллюстрация( от лат. illustratio - наглядное изображение, живое описание, прояснение, озарение, просвещение) изображение, сопровождающее, проясняющее какой-либо текст - научный, технический, литературный. Разновидность искусства, имеющая своим назначением образное пояснение ( и отчасти дополнение) текста; ее отличительные свойства - обусловленность содержанием и важнейшими особенностями литературного произведения, органическое участие в художественном оформлении книги, журнала, газеты. Корни и функции этого искусства уходят в античность, что косвенно доказывается многообразными значениями латинского слова "il-lustrare" (также: воспевать, возвеличивать, прославлять). Помимо декоративной, существует прикладная функция иллюстрации, которая имеет значение в композиции, книги (либо другого печатного издания), в целостном взаимодействии с содержанием, конструкцией и объемно-пространственной структурой книги как произведения искусства. Вне этого взаимодействия иллюстрация теряет художественный смысл. Искусство книжной иллюстрации возникло из средневекового иллюминирования рукописей, первопечатных ксилографов, блокбюхеров. Иллюстрация создает особую, параллельную тексту, художественную реальность. Она может быть живописной, графичной, импрессионистичной, аллегорической, но во всех случаях должна соответствовать идее, жанру и стилю текста, то есть выражать предмет иллюстрирования. В этом заключается реализм иллюстрации. Иллюстрации создают параллельную искусству слова художественную реальность. Иллюстрации, не создающие подобной реальности, можно сравнить с репродукцией живописной картины или экранизацией литературного произведения. В обоих случаях может сохраняться внешнее подобие, но исчезает чувство масштабности, соизмеримости предмета и изобразительных средств (в одном случае меняется размер, в другом - течение художественного времени) Карнация( от франц. carnation - телесный цвет) цветовая трактовка обнаженных частей человеческого тела во всей совокупности колорита изображения. Колорит(франц. cjljris, от лат. color - краска, цвет) характер взаимосвязи всех цветовых элементов произведения, его цветовой строй - как одно из средств правдивого и выразительного изображения действительности. Главное, исходное свойство колорита - богатство и согласованность цветовых оттенков, соответствующих богатству материального мира, правдиво передающих в единстве со светотенью многообразные предметные свойства. Не случайно лучшими колористами всегда были выдающиеся художники-реалисты, такие, как Веласкес, Тициан, Суриков, Репин и др. Правдивость колорита никогда не достигается механически точным воспроизведением натуры. Отдельный цветовой тон колористически верен и выразителен в изображении не сам по себе, не на палитре, а в строго определенной правдивой взаимосвязи с другими тонами и с ансамблем полотна. Взаимодействием цветов, как и другими средствами, цветокорректор подчеркивает характерное и существенное, осмысливая и обобщая то, что воспринимает глаз. Колористический строй изображения служит, наконец, средством внутренней характеристики и эмоциональной выразительности. В конечном счете, все основные особенности колорита определяются его соответствием замыслу. Композиция(от лат. compositio -сочинение, составление, расположение) структура, взаимосвязь важнейших элементов художественного произведения, от которой зависит весь его смысл и строй. Целенаправленным единством композиции художник выражает содержание своего замысла, делает этот замысел доходчивым и впечатляющим. Как правило, композиция строится на соподчинении с главным сюжетно-тематическим центром всех менее значительных композиционных элементов; помимо соподчинения, область композиции включает также и самый выбор, состав таких элементов. По своему происхождению, основные принципы композиции коренятся в простейших, тысячекратно повторяющихся формах жизненной практики. Человек всегда видит заинтересованно - как действующее и мыслящее существо; с намерением или непроизвольно он выделяет те или иные стороны видимого, отстраняет другие. Уже в исходном, чувственном восприятии предметных качеств и свойств заключается, следовательно, зародыш важнейших композиционных требований: выявление существенного через связь с второстепенным и изъятие незначительного. По основной своей природе композиция, следовательно, далеко выходит за пределы "чисто художественных" узкоспециальных требований. Конкретное же композиционное решение прямо зависит от содержания и, в основном, определяется им. В границах, определяемых содержанием, композиционное решение зависит также от характера задачи. "Режиссерская" работа над композицией ведется на основе общего перспективно-пространственного строя, который определяется выбором точки зрения, высотой горизонта, местом и ролью основных пространственных планов и пр. Предметно-смысловым элементам композиции неизменно содействуют неразрывно связанные с ними "специальные" композиционные средства, которые доступны для работы цветокорректору. Сюда относятся выбор формата изображения; точно рассчитанные акценты и вариации освещенности, цвета, светотени; применение всякого рода контрастов; роль ритмического строя цвета и многое другое. Контраст(от франц. contraste - резкое различие, противоположность) противопоставление и взаимное усиление двух соотносящихся свойств, качеств, особенностей. Обычно говорят о цветовом и светотеневом контрасте, как средстве моделировки объемной формы или пространственных отношений; на деле разновидности контраста по его природе и назначению столь же многообразны, как свойства воплощаемой действительности. Контраст - важнейшее средство в практике цветокоррекции. Он служит средством выявления существенного, подчеркивает отдельные характерные свойства и особенности, способствует экспрессивности и пластичности целого. Контур(от франц. cjntour - очертание) в изобразительном искусстве: внешние очертания фигуры или предмета ( а также группы фигур или предметов), как одно из средств художественного выражения; в этом значении термин относится к области рисунка в широком смысле слова, охватывающем все разновидности изобразительного искусства и все технические приемы. Метким, правдивым контуром легко, например, подчеркнуть характер человеческой фигуры или ее позу. Цветокорректор работая с черным каналом - работает с контурами изображения. Лессировка(от нем. Lasierung) один из приемов живописной техники, состоящий в нанесении очень тонких слоев прозрачных красок поверх высохшего плотного слоя. Основное назначение лессировки - достигать особой легкости и звучности тона или вносить тонкие цветовые коррективы в детали живописи, что возможно благодаря законам оптического смешения. Локальный цвет(от франц. local - местный) цвет характерный для окраски самого предмета. В зависимости от многочисленных ( и прежде всего световых ) условий видимая глазом окраска изменяется до бесконечности, однако, в строгом соответствии с самой предметной окраской. Умение правдиво передать локальный цвет через закономерные его изменения - важное требование в практике цветокоррекции. Локальным цветом называют также передачу предметной окраски почти однородным цветовым пятном, которой варьируется по светосиле, но лишено важнейших цветовых оттенков, соответствующих условиям освещения оригинала. Отношениятермин, определяющий точную взаимосвязь каждого свето - цветового тона с другими (преимущественно - соседними) тонами, как важное средство правдивого изображения действительности. Диапазон светотени, доступный в полиграфии по физическим свойствам материалов и ограничениями технологии, намного уже природного диапазона, поэтому тоновые переходы оригинала цветокорректор может воспроизводить только методом пропорционального соответствия. Посредством светотеневых и цветовых отношений он достигает верной освещенности, правдивой моделировки объемной формы, выражения материальности, пространственной глубины и других качеств и свойств предметного мира. Точность и выразительность пропорциональных тоновых отношений требует в свою очередь точности контрастных отношений . Ни в оригинале, ни в изображении соседствующие тона не остаются безразличными друг другу: они всегда взаимодействуют, придавая друг другу оттенок нового качества. Поэтому на практике каждый тон правдив и точен не сам по себе, а только в соотношениях с другими тонами, на основе закономерностей светотеневого и цветового контраста. Оттенокнебольшое, часто едва заметное различие в цвете или светосиле между двумя родственными тонами. Перспектива(от франц. perspective) вспомогательная дисциплина, изучающая закономерности изображения предметного мира в соответствии с его зрительным (оптическим) восприятием. Видимые предметные очертания, формы, окраска сильно изменяются в зависимости от расположения предмета в пространстве относительно глаза наблюдающего человека, причем именно через эти изменения воспринимаются устойчивые, действительные свойства самого предмета. Линейная перспектива дает возможность верно построить кажущиеся очертания предмета при любом из бесчисленных и сколь угодно случайных его положений. Изменения в цвете и в ясности очертаний, преимущественно на значительных расстояниях, исследует воздушная перспектива. Из основных терминов перспективы особенно важны: горизонт, точка зрения, центральная точка схода, угол зрения. Основные научные закономерности перспективы были установлены итальянскими художниками XV в. П. Учелло, П. делла Франческа и др. Полутень один из основных элементов светотени ( как в оригинале, так и в его изображении), который охватывает светотеневые градации средней силы, соответствующие переходу от освещенных частей предмета к теневым. И в деталях изображения и в его ансамбле верность полутени зависит от правдивости ее отношений к свету и тени; абсолютная светосила полутени может, вообще говоря, колебаться в значительных пределах. Термин обычно связывают с моделировкой объемной формы. Полутонсветотеневой или цветовой тон имеющий значение промежуточного, переходного в отношении к двум другим, близко расположенным и малоконтрастным тонам. Абсолютная свето- и цветосила такого полутона и в оригинале и в его изображении может быть весьма разнообразной. Полутоном называют также основной цветовой тон предмета, соответствующий переходу от освещенных к теневым частям объемной формы. Рефлекс(от лат. reflexus - отражение) один из основных элементов светописи, связанный с эффектом освещения отраженным светом. Единичный эффект отраженного света, падающего на предмет или какую-либо его часть (преимущественно затененную ) от соседних с ним освещенных предметов, от неба и пр., также называется рефлексом. Термин применим как к самой натуре, так и к ее изображению. В живописи он охватывает также и тесно связанные со светотенью цветовые особенности; при необходимости подчеркнуть одну из сторон явления обычно говорят о цветовом рефлексе. В практике словоупотребления рефлекса почти всегда связывают с теневыми частями изображения или предмета, хотя на деле этот термин относится и к освещенным. Светодин из основных элементов светотени. Термин часто употребляется во множественном числе - Света и означает, в основном, светотеневые особенности наиболее освещенных частей (каждой порознь и всех вместе) по их отношению к тени и полутени; он может и не совпадать с понятием светлого вообще, поскольку предметы очень темной окраски при любом освещении остаются глубокими по тону. Употребительное содержание термина охватывает и тесно связанные со светотенью цветовые особенности. В широком значении термин - свет указывает обычно на характер освещенности как на исключительно мощное, многосложное средство изображения. Светосиластепень относительной светлоты единичного тона, соответствующего какой-либо детали изображения. Светосила тона воспринимается через соотношение с другими (преимущественно соседними) тонами как элемент светотени. Светотеньстрого закономерные градации светлого и темного, благодаря которым, по преимуществу, воспринимаются глазом и воплощаются в изображении предметные свойства и явления действительности. Светотень - одно из основных средств цветокоррекции. Неисчислимые оттенки светотени существуют в оригинале не хаотически, не "самопроизвольно" - их бесчисленные изменения точно соответствуют характеру освещенности, объемной форме предметов, состоянию атмосферы; они зависят также от физической структуры предмета (частично поглощающего свет). Поэтому изобразительное значение светотени огромно. Роль светотени вовсе не ограничивается изобразительностью в узком смысле слова; через эффекты светотеневого контраста, свойствами общей трактовки светотени цветокорректор нередко содействует слаженности композиционного строя или эмоциональной выразительности произведения. Теньодин из основных элементов светотени в изображении или в оригинале. Термин обозначает светотеневые качества и особенности наименее освещенных частей (каждой порознь и всех вместе) по отношению к светам и полутеням. Понятие тень чаще всего связывается с моделировкой объемной формы, но включает в себя и внешнюю предмету падающую тень. Она может не совпадать с понятием темного вообще, т.к. богатая рефлексами тень нередко бывает очень легкой, в особенности на светлом предмете. В отношении к теневым частям произведения в целом или его крупным деталям термин применяется обычно во множественном числе - Тени. В более широком значении, термин тень охватывает и тесно связанные со светотенью цветовые особенности. Тон (от\ франц. ton; от греч. tonos ) Тональность(от франц. tonalite - тон, краска) - термин, обозначающий внешние особенности колорита или светотени в изображении. В отношении к цвету он более употребителен и по основному значению совпадает с термином "цветовая гамма". В области светотени термин чаще применяется к произведениям графики и указывает на их особенности, связанные с широтой и высотой тонового регистра, или с богатством и мягкостью переходов. |