ЦВЕТОБЛОГ

Автохромы

Изобретенный в 1907 году, автохромный процесс сразу был по достоинству оценен фотографами. Подарив фотографии «цвет»—не требующий, как тогда казалось, дальнейших усовершенствований,—братья Люмьер чувствовали себя достойными наследниками Дагера, который наделил ее «рисунком». Обозреватель журнала «Иллюстрация» предвещал: «Устаревшая, холодная черно-белая техника будет представлять отныне лишь незначительный интерес» (15 июня 1907).

Братья Люмьер. Люмьеры: семейный обед. 1910. Луи Люмьер – сидит у дерева, Огюст (в фуражке) – стоит возле стола.

Лучшие фотографы-художники того времени живо откликнулись на новинку. Когда автохром был представлен в парижском «Фотоклубе», Стиглиц находился в парижской столице; вскоре он посвятил в подробности нового процесса Стейхена, Кюна и Юджина, и летом того же 1907 года все четверо уже экспериментировали с автохромами в баварском Тютцинге. В сентябре Стиглиц устроил двухдневную выставку полученных фотографий в своей нью-йоркской галерее. Планировалось даже выпустить специальное приложение к журналу «Camera Work», которое, впрочем, так и не вышло; но в 1909 году 40 автохромов были вновь представлены в Нью-Йорке на Международной выставке живописной фотографии.

В среде пикториалистов автохром воспринимался как еще одно вторжение модернизма, наравне с искусством Родена и Бранкузи; хотя фотографы не слишком увлеклись европейской новинкой, она вызвала среди них раскол и стала одним из основных предметов дискуссий, которые привели к обновлению пикториализма в конце 1900-х годов. Автохром заострил вопрос о связи между фотографией и живописью, позволив отображать цвет, но вместе с тем исключив всякую возможность ручного вмешательства в изображения—одной из основ пикториализма.

В Европе автохромы делали многие известные фотографы: Чарльз Холм подготовил в 1908 году специальный номер журнала «Studio», в котором были репродуцированы сделанные в новой технике фотографии Крейга Аннана, Коберна, Кюна, Де Мейера, Шоу и др. В конечном итоге процесс остался преимущественно европейским, в первую очередь французским. Довольно дорогой, он отличался также большей, по сравнению с черно-белой фотографией, требовательностью к экспозиции: так, Антонен Персонá жаловался, что в одном и том же снимке нужна 15-секундная выдержка для земли и 2-секундная—для неба… В 1912–1927 годах практиковал автохром (иногда в сочетании со стереоскопией) знаменитый любитель Жак-Анри Лартиг. Наследие многих других любителей, подобно показанным недавно фотографиям из архива Жюльена Жирардена, работавшего в 1907–1916 годах в Нанси, нам еще предстоит открыть.

В собрании Французского общества фотографии хранятся фонды Антонена Персонá и штатного фотографа журнала «Иллюстрация» Леона Жимпеля (в частности, эффектные ночные виды); английское Королевское фотографическое общество в Бате обладает архивами Варбурга, Ноулза, Пэнета, Коберна, Де Мейера и др. Крупнейшее на сегодняшний день собрание автохромов (72000 снимков начиная с 1909 года) составил финансист Альбер Кан (Булонь-сюр-Сен), вначале сам занимавшийся фотографией, а затем рассылавший своих сотрудников для фотосъемки в научных и педагогических целях по всему миру.

Автохром довольно широко использовался в цветной фотографии для журналов (виды интерьеров, архитектуры, мебели в той же «Иллюстрации» и т. д.) и выставочных каталогов. В 1927 году «National Geographic»опубликовал первые автохромы Чарльза Мартина, сделанные под водой.

Однако автохромная фотография оставалась уникальной и требовала для просмотра специальной аппаратуры, тогда как перенести ее естественные, но сложно образованные цвета на бумагу—особенно распространенными в то время печатными методами (трихромия)—было затруднительно. 

Технология получения цвета в автохроме.

Серебряная стеклянная пластина покрыта слоем эмульсии, состоящей из окрашенных зерен картофельного крахмала .  Размер частиц крахмала  может варьироваться от 5 до 100 мкм, что не хорошо для использования в качестве цветофильтров. Этот недостаток компенсируется хорошими свойствами окрашивания. Вот названия красителей в оригинале : "Colorants basiques utilisés : Phosphine brillante 2J, Flavine basique T, Rhodamine B, Rhodamine 6J, Violet cristallisé, Bleu thionine G, Vert brillant" (Основные красители: фосфин блестящих 2J Основные T Флавина, родамина B, Родамин 6J, кристаллический фиолетовый, синий G тионина, бриллиантового зеленого.)

Успех Autochrome был немалым,  в 1914 году суточный выпуск пластин на заводе Люмьер превысил  6000 шт.

В 1917 году в Петрограде создана  комиссия по царскому наследию во главе с Г. К. Лукомским . С первых шагов Комиссия действовала в соответствии с поставленной ею задачей, в которой главным было не только «сохранить дворцы в неприкосновенности», не только «сохранить именно жилой вид, но даже его усилить,  за счет убранных вещей, на основании гравюр, старых фотографий и прочее». Инвентаризация дворцового хозяйства сопровождалась фотофиксацией интерьеров и наиболее интересных предметов, многие из которых впоследствии были опубликованы Г. К. Лукомским в Берлине (1924) и Париже (1929). Начав инвентаризацию дворцового имущества, Г. К. Лукомский обратился с ходатайством к комиссару Временного правительства над бывшим Министерством двора и уделов: «Для лучшей каталогизации инвентаря, имеющего художественное значение, представлялось бы желательным фотографирование всех наиболее ценных предметов во дворцах, а так же закрепление для потомства и науки порядка и вида расстановки мебели в 1917 году, то есть ко времени конца Российской монархии». Разумное предложение председателя Комиссии было принято: для осуществления поставленной задачи пригласили бывшего конюшенного полковника фотографа А. А. Зееста. Первоначально планировалось сделать около 250 цветных снимков  изображений интерьеров, предметов и картин в Екатерининском и Александровском дворцах. Материалы для этой работы поставляло Петроградское отделение фотографической фирмы «I. Стеффен и К°», через которую были приобретены и необходимые химикаты для проявки уже отснятых кадров. Пластинки-автохромы выписывались непосредственно из Парижа. К сожалению было получено некоторое количество пластин с истекшим сроком годности.  Известно, что было выполнено и сдано комиссии 140 автохромов. Коллекция из 45 изображений, находящаяся в настоящее время  в музее-заповеднике Царское село, была сформирована уже в послевоенные годы: тридцать три автохрома в 1968 году были приобретены музеем у наследников фотографа Зееста, двенадцать — еще в 1958 году подарил турист из Великобритании, член Оксфордского клуба Г. Баррат (те что вывез в Англию Лукомский). Сохранившаяся часть коллекции позволяет судить о высоком художественном уровне выполненных Зеестом снимков. Среди них единственное довоенное цветное изображение Янтарной комнаты, явившееся неоценимым подспорьем в работе реставраторов при воссоздании этого уникального интерьера. 

Янтарная комната

Ну и несколько слов о работе по подготовке автохромов к печати.

Сканировали на планшетном сканере, к сожалению вывести пластины в студию, где есть более подходящий стенд с регулируемой цветностью подсветки цветового стола для пересъемки не получилось из-за опасения за состояние пластин и вполне справедливое, многие пластины шелушатся и "цветут". Сканировали  с разрешением сканирования 1200spi. Подобрал RGB профиль, как описано в статье.
 
Отчетливо видны гранулы крашенного крахмала. Размер в печати большой и этот шум, который размывается при штатном показе через проектор, будет здорово мешать просмотру. Так как структура всех пластин автохрома одинакова, я записал экшен, который с успехом победил гранулы крахмала на всех файлах. 
 
Это позволило напечатать эти автохромы даже на разворот- шириной  450мм.
 
 
Этот экшен можно скачать, он будет работать в английском Фотошопе начиная с CS3, он так же с лёгкостью справится с шумами снимков на телефон или растровой структурой скана печатного оригинала.
Купить альбом Царскосельские интерьеры в автохромах 1917 года

Перевод

На форуме RUDTP.RU

Поделиться

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Рейтинг@Mail.ru